Среда, 24.05.2017, 01:25
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Самодельные снегоходы » Полезные статьи [ Добавить статью ]

Как подобрать аккумулятор для снегохода?

фото Дмитрия ТЮРИНА

Как подобрать аккумулятор для снегохода?

       Не все снегоходы оснащают электростартером. Но если он есть, приятно, нажав на кнопку «пуск», услышать приветливое бухтение ожившего мотора.

       Это если аккумулятор надежный. А чтобы избавить водителя от неприятных неожиданностей, компании Arctic Cat, Bombardier (Ski-Doo), Kawasaki, Polaris и Yamaha уже давно комплектуют свои сноубайки батареями Yuasa.

       Как они ни хороши, Yuasa Batteries не почивает на лаврах. Недавно компания выпустила необслуживаемые АКБ нового поколения, изготовленные по технологии VRLA (клапанно-регулируемая с кислотным электролитом). Их особенность - усовершенствованная система рекомбинации газов. Эти батареи особенно хороши для сезонной техники, работающей в экстремальных условиях: снегоходов, аква-байков, квадроциклов, внедорожных мотоциклов. Распространено заблуждение, что они гелевые - это не так. Гель при низких температурах меняет свойства, и АКБ не может выдать достаточный ток для стартера, потому гель и не применяют в автомобильных и мотоциклетных аккумуляторах. «Но ведь если потрясти, электролит в них не плещется», - возражают «знатоки» и делают вывод: значит, внутри гель. Действительно - не плещется, но совсем по другой причине - благодаря технологии AGM. Но о ней чуть позже.

       Аккумуляторы, изготовленные по технологии VRLA, обладают следующими особенностями.

       В них не нужно доливать дистиллированную воду. Электролит заливают в АКБ перед установкой на мотоцикл - и больше вскрывать банки не понадобится. В его состав входят специальные компоненты, которые предотвращают сульфатацию пластин.

       Саморазряд - по минимуму. Пластины представляют собой сетку из сплава свинца с кальцием, ячейки которой заполнены заряженной активной массой. Саморазряд минимизируется именно благодаря содержанию кальция в сетке. Кроме того, конструкция такого аккумулятора заставляет выделяющийся при работе газ преобразовываться внутри корпуса. В результате, если за месяц хранения обычный аккумулятор теряет треть заряда, то АКБ серии VRLA - всего около 10%.

       Максимально безопасны. В корпус встроен предохранительный клапан. Если при электроперегрузке электролит «вскипит» и давление в аккумуляторе резко возрастет, клапан спасет корпус - откроется и стравит избыточный газ. Предусмотрена защита АКБ и на случай пожара.

       Габариты - меньше. Корпусы этих необслуживаемых батарей компактны. По двум причинам. Прежде всего, благодаря герметичной конструкции. В самом деле, если электролит заливается только однажды, зачем аккумулятору уйма пробок? Вот и заменили их одной плоской уплотнительной заглушкой. Вытяжные трубки герметичному корпусу тоже ни к чему: раз электролит не выкипает, то и объем его можно сократить - вот еще одна возможность уменьшить габариты.

Как подобрать аккумулятор для снегохода?

Во все эти батареи электролит залит уже на заводе. АКБ слева изготовлена по технологии VRLA.

       Но у тех, кто хоть раз заряжал обычный аккумулятор, возникает вопрос: как может быть так, чтобы газы не выделялись?! Ведь как раньше учили: заряжать нужно до тех пор, пока не забурлит - значит, бурлить должно! Что же, давайте разберемся.

       Итак, АКБ - это коробка со свинцовыми пластинами: половина - с положительным зарядом, другая половина - с отрицательным. Они погружены в электролит, в котором происходят электрохимические процессы при зарядке и разрядке батареи. При разряде серная кислота из электролита вступает в реакцию со свинцовыми пластинами, превращая их в сульфат свинца. При заряде этот процесс «идет вспять». И газам здесь взяться вроде бы неоткуда. Но когда при зарядке свинцово-кислотная реакция закончится, электрическому току ничего не остается - вспоминайте школьный курс химии - как разлагать воду на кислород и водород. И электролит начинает бурлить! Кстати, выделяющуюся смесь газов не зря называют гремучим газом - она взрывается от малейшей искры! Вода разлагается, и рано или поздно приходится доливать новую... Как же изобретатели технологии VRLA избавились от такой напасти? Очень просто! В этих аккумуляторах отрицательные пластины никогда не заряжаются полностью, и процесс не может завершиться! Значит, и водород не может выделиться. А кислород, по технологии «рекомбинации газа», связывается активным веществом. За счет чего? А вот это секрет фирмы Yuasa. Но из того, как эксплуатировать свои АКБ, секрета не делает.


       Активируйте новый аккумулятор так.

       1. Поставьте батарею на горизонтальную поверхность.

       2. Удалите полоску с крышек, но не выбрасывайте - она понадобится позже в качестве герметизирующей крышки.

       3. Переверните блок ампул с электролитом запечатанными концами ячеек книзу, приложите вплотную к заливным отверстиям аккумулятора и надавите, чтобы порвались пломбы. После того, как электролит перетечет, дайте аккумулятору постоять, чтобы электролит впитался в пластины. Для батарей емкостью 3—12 А/ч достаточно 30 минут, если же их емкость больше 12 А/ч, ждите один час.

Как подобрать аккумулятор для снегохода?

Рис. 1. По этому графику можно определить, насколько разряжен аккумулятор. Верхняя линия - для более новых АКБ, нижняя - для «старичков».

       4. Когда аккумулятор отстоялся, он уже заряжен приблизительно на 80%. Закрывающей полоской накройте заливные отверстия и зарядите батарею. Когда она зарядится, надавите обеими руками на полоску, чтобы герметизировать корпус. Нажимайте сильно, но равномерно и плавно. Стучать по полоске нельзя!

       Напряжение на клеммах для только что активированной и заряженной батареи должно быть не менее 12,8 В. Дайте ей постоять еще 1-2 часа - и устанавливайте на мотоцикл, снегоход и т.д.

       Не забывайте, что АКБ серии VRLA, хоть и медленно, но разряжаются при простое. Чрезмерный разряд может повредить им (как, впрочем, и любым другим кислотным батареям). Храните их в прохладном месте и подзаряжайте каждые 1-2 месяца. Но перезаряд не менее опасен: пластины могут деформироваться, и аккумулятор погибнет! Тщательно следите за временем заряда или, в идеале, используйте автоматическое зарядное устройство (например, фирмы Yuasa). Никогда и ни под каким видом не распечатывайте батарею - она потеряет свою «необслуживаемость», и ее емкость станет очень быстро снижаться! И вообще, заглядывать в такие АКБ нет смысла - все равно ничего не узнаете. По технологии AGM (Absorbed Glass Mat) каждая пластина упакована в мешочек, пропитанный электролитом. Это к тому, что всосать его в ареометр невозможно, и количество его без того, чтобы разломать корпус, узнать не удастся. А если дольете воду, то как она перемешается с электролитом? Словом, вам остается только заряжать. И лучше эту заботу доверить специалисту. Если же среди ваших знакомых нет аккумуляторщика, а также нет зарядного устройства, но хотите все сделать самостоятельно, тогда читайте дальше.

Как подобрать аккумулятор для снегохода?

Рис. 2. График показывает, как снижается напряженность на клеммах АКБ после отсоединения зарядного устройства.

       О степени заряженности необслуживаемых батарей узнают не по плотности электролита, а по напряжению на клеммах, когда мотоцикл постоит хотя бы полчаса после поездки. Воспользуйтесь графиком на рис. 1 - по нему видно, что, например, при 12 В на клеммах емкость АКБ составляет 30% от номинала. Значит, АКБ нужно срочно зарядить! Ток зарядки должен составлять примерно 1/10 от емкости. Наблюдайте за током в течение 3-5 минут. Если и через 5 минут ток не достигнет номинала, это означает, что батарея свое отработала - пора ее заменить.

       Степень заряженности контролируйте (на отключенном аккумуляторе) по напряжению на клеммах, но выждав некоторое время после отключения. Из графика на рисунке 2 видно, что напряжение на клеммах стабилизируется приблизительно через полчаса. Но, случись, нет времени ждать, можно сделать поправку, руководствуясь этим графиком. Увидите, что вольтметр покажет 12,8 В или больше, - аккумулятор зарядился. Меньше - пусть продолжается зарядка. Если же напряжение не желает подниматься выше 12 В, опять-таки, замените АКБ. Время от времени щупайте корпус: когда батарея сильно нагреется (слегка теплая на ощупь - это нормально), немедленно отключите зарядное устройство и дайте ей остыть в течение 6-12 часов. А затем проверьте, правильно ли выставлен ток, - и продолжайте.

       Станете соблюдать эти нехитрые правила - АКБ Yuasa будет долго служить вам верой и правдой и никогда не заставит горевать в одиночестве посреди снежной пустыни.

       Благодарим компанию «Мистер Мото» за помощь в подготовке материала.

Категория: Полезные статьи | Добавил: (09.11.2013)
Просмотров:
958